... домой из алтайского похода. Две замечательные недели в «нетрадиционных» алтайских горах – гладкие вершины и широченные перевалы Теректинского хребта, полное отсутствие не только туристов, но и каких-либо населенных пунтков. Фотографии еще ждут своего часа, посему ограничусь несколькими путевыми историями.
- По приезде в гостиницу в Усть-Коксе первый вопрос, заданный хозяйкой, которую знаем много лет, звучал так: «Ну, как, у вас там в Москве? А то по телевизору нам все врут»
- На территории Алтайского края и на Чуйском тракте вплоть до Семинского перевала 95-й бензин на 10% дешевле, чем в Москве, а дизель – на 15%. При этом ближайший НПЗ находится в Омске, в 1000 км. В Москве и свой НПЗ есть, и Ярославль с Рязанью находятся всего в 200 км.
- Местная байка: жена Бийского начальника на каком-то курорте по глупости рассказала жене какого-то правительственного чиновника, что деньги, предназначенные на дорожные работы, «распливаются». Последовала взбучка, за которой в Бийске отремонтировали столько дорог, сколько не ремонтировали за последний десяток лет.
- На одной из пастушьих стоянок наблюдалось необычное оживление. Как потом узнали, приехал местный «маркиз Карабас», которому принадлежат многие угодья в районе, новосибирского разлива. Но не один – к нему в гости на вертолете прилетел генерал из Новосибирска, поохотиться на медведя. Медведь, к нашей радости, уцелел, а генерал улетел обратно. По самым скромным оценкам, на полет из Новосибирска и обратно требуется около 10 летных часов (с учетом посадок, дозаправок), полетный час стоит в Алтайских авиалиниях 86 тысяч рублей. Итого – неизвестный генерал прокатал примерно миллион бюджетных денег.
- Национальная политика в действии: водитель, который вез меня обратно в Барнаул, рассказал, что в Республике Алтай (Горный Алтай) есть «русские» и «алтайские» районы, т.е. где большинство населения составляет та, или иная национальность (плюс один – казахский). В «алтайских» районах сельским жителям выплачивают безвозвратные «подъемные» на укрепление своих хозяйств по пять миллионов рублей на семью . Конечно, не всем единомоментно, а по очереди. А вот в «русских» районах таких выплат не производится.
- Леса вдоль границы заповедника отданы в аренду «правильным» людям, которые на своей территории ставят приманки для зверей, которым невдомек, что как только они перейдут реку в них можно стрелять. По сути дела идет полупромышленный отстрел под видом охоты.
- Егеря заповедника, не дождавшись поддержки милиции/полиции, которая тоже должна бороться с браконьерами, самостоятельно провели рейд по снятию проволочных «петель», которые расставлены в лесах, и являются страшнейшей ловушкой для зверей. После того как репортаж об этом был показан по республиканскому телевидению полиция устроила «охоту» на егерей, проводя у них по домам и на кордонах постоянные проверки соблюдения правил хранения оружия – по полицейской логике, егерь, приехав на место, должен, не расседлывая коня, бежать к сейфу и прятать туда свою винтовку.